Контроль за воспитательно — образовательной работой должен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнение программы воспитания в ДОУ и оказание своевременной помощи воспитателям и специалистам в устранении недостатков.
Контролировать — это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателей, направлять их работу, помогать им совершенствовать педагогическое мастерство. Контроль, в котором фиксируются только недочёты, не может помочь воспитателю добиться высоких результатов.
Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно — образовательной работой, он должен осуществляться регулярно, систематически и охватывать деятельность всех педагогов.
В современной практике широкое распространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный, предупредительный. Рассмотрим каждый отдельно.
Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определённой узкой теме, например, с целью выявления системы в работе ДОУ над одной из тем, намеченной в годовом плане или преемственности в методах работы двух воспитателей одной группы.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно — образовательной работой по всем видам деятельности в одной возрастной группе.
Предупредительный контроль проводится для оказания своевременной помощи педагогам по тем вопросам, которые особо затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Например, накануне проведения экскурсии с детьми дать советы об организации детей, как лучше провести наблюдения, на что надо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни детей.
Осуществляя контроль за выполнением Программы, необходимо наблюдать педагогический процесс, изучать документацию. Беседовать с детьми, анализировать детские работы и др.
Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания и обучения детей в процессе их непосредственной деятельности. При этом старший воспитатель обращает внимание на то, как работает тот или иной педагог, насколько эффективны применяемые им методические приёмы. Старшему воспитателю важно не просто видеть внешние факты, но и вникать в суть наблюдаемого, только тогда он сможет дать объективную оценку работы педагога.
Старший воспитатель оказывает помощь и осуществляет контроль за планированием и учётом воспитательно — образовательной работы с детьми. Практика показала, что проверку календарных планов лучше проводить за длительный срок. Это поможет установить последовательность и системность в прохождении Программы ДОУ.
Важно фиксировать результаты не только наблюдений педагогического процесса, но и анализа документации, детских работ. Наличие таких записей о результатах контроля даёт старшему воспитателю богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю.
Осуществление целенаправленного контроля старший воспитатель должен сочетать с ежедневным обходом ДОУ, вот с чего стоит начинать свой рабочий день. Цель ежедневного обхода — проверить создание гигиенических и педагогических условий в группе, настроение детского коллектива, подготовку педагогов к рабочему дню.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий рационального руководства воспитательно – образовательным процессом, повышает ответственность каждого педагога за качество его работы с детьми.