«

»

Июн 09 2020

Распечатать Запись

Консультация для педагогов.

Слайд1

 «Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»

                                                                                                                                                    подготовила: Л.А.Клочихина

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: — оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; — способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; — оптимизировать двигательную активность детей; — способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Виды прогулки (по месту проведения): — на участке Детского сада; — пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров); — в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни). Виды прогулок (по содержанию): — традиционная; — тематическая; — целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада); — экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); — поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Значение прогулки для развития детей:- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе; — дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.; — удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит; — дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми; — у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус; — на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики.

Структура прогулки: 1.Наблюдение. 2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. 3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 4.Труд детей на участке. 5.Самостоятельная игровая деятельность. Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Методические рекомендации:

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на
свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным.

Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает: — участки групп с теневыми навесами; -спортивную площадку; -размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками; — площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения; — цветочные клумбы, цветники; — огород.

На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей: — площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и прочее; -площадка для игр с песком, ветром;-бассейны для игр с водой; — на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.

Зона сюжетно-ролевых игр.

Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные места, уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые постройки. В зоне сюжетно — ролевых игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок». В летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два домика. Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми и достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона, повесив на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они различные по внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы, установлены скамеечки и сказочный колодец. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых игр надо подобрать атрибуты.

ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ.

Особого места и оборудования требуют игры с песком и водой. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы могут формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины. Для игр с водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны. Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки) раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом.

Оборудование:

— игрушки — средства передвижения: лодочки, плоты, парусники; — природный материал: камушки, ракушки; — предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности.
ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР.

Зона спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке, расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные, квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием, конструированием, ручным трудом на воздухе.

Оборудование:

— небольшие модули-накопители для размещения оборудования;

— разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры,     разноцветные мелки, пластилин, тесто;

-природный материал;

— бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления.

ВЫСТАВКИ.

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес.

ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна. Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей. Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями.

ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть строительство и была возможность сохранить постройки.

ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Самая большая площадь на участке предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:

-кольцебросы;

— скакалки;

-велосипеды, самокаты;

-ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее. Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На этой площадке организуются все подвижные игры.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ.

Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры-путешествия.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ

АВТОГОРОДОК

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

В летний период дошкольники могут оздоравливаться на тропе здоровья. Ходьба босиком по поверхности разной структуры — камушки, брёвнышки, песок, керамзит, горох, мраморная крошка, вода и т.д. — способствует естественному массажу стоп и положительно воздействует через точки акупунктуры на различные внутренние органы и части тела, укрепляя иммунную систему растущего организма. Дети получают большое удовольствие, тем самым улучшается не только их физическое, но и психическое здоровье.

ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ.

Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения.

ЦЕНТР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная познавательная практика для детей!

Спасибо за внимание!

Постоянная ссылка на это сообщение: https://44dsach.ru/2020/06/09/%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2/

Создание сайтов — www.msonline.ru
error: Content is protected !!